Консультация
для воспитателей
Формирование
правового сознания
у старших дошкольников
Начинать
знакомить детей с правами надо уже с детского сада. Учитывая, что в первую
очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо
проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями
воспитанников.
Задачи:
Вести правовое просвещение родителей, содействовать
защите прав и достоинств детей.
Знакомить детей и родителей с Конвенцией ООН о правах
ребенка.
Ознакомление
старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся
один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет
подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская
деятельность).
Для
того чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах,
закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия
(ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и
развитие речи, изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование).
Предусматривается
проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, помогающих
расширить и уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность
детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и
развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими
детьми, в праздниках, развлечениях.
Важно, чтобы
дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, забота, сочувствие, чувство
защищенности, почтение, уважение.
Предложенная
работа поможет дошкольникам:
Сформировать свое собственное мнение, не бояться его
высказывать.
Научит слушать и слышать другого человека, уважать его
мнение.
Памятка для воспитателей
по
правовому воспитанию дошкольников
В
настоящее время возрастает актуальность проблемы правовых знаний взрослых и
детей. Среди функций, которые выполняет дошкольные учреждения в системе
народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового
сознания, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и
свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.
К основным международным документам, касающимся защиты прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей(1990).
Права
ребёнка - свод прав детей,
зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло
на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и
взрослые.
·
Ребенок имеет
право на семью.
·
Ребенок имеет
право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или
постоянной защиты со стороны родителей.
·
Ребенок имеет
право посещать школу и учиться.
·
Ребенок имеет
право на равенство.
·
Ребенок имеет
право свободно выражать свои мысли.
·
Ребенок имеет
право на собственное мнение.
·
Ребенок имеет
право на имя и гражданство.
·
Ребенок имеет
право на получение информации.
·
Ребенок имеет
право на защиту от насилия и жестокого обращения.
·
Ребенок имеет
право на медицинское обслуживание.
·
Ребенок имеет
право на отдых и досуг.
·
Ребенок имеет
право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые
потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Основная
идея работы по правовому воспитанию
дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:
свободной и ответственной, знающей свои права и способы поведения в случаях их
нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением
относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием
воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Задачи:
- научить умению общаться с разными людьми;
- формировать чувство принадлежности к определенной
культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям,
происходящим в мире, стране, городе (поселке);
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка,
как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что
каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
- учить детей самостоятельно находить возможные
варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Основными
принципами реализации программы по
правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию,
взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО,
музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью,
сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Воспитательно-образовательная
работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении
содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются
игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы,
экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры,
а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения,
организуемые детьми.
Дошкольники
осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и
продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение
простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить,
смоделировать, видоизменить, сочинить.
Важно
помнить, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности
необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий